07.09.2019
07.09.2019 г.
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения
человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация
является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам, или
негативным (стресс).
Длительность периода адаптации зависит от
многих причин: от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка;
от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы; от
состояния здоровья; от резкого контраста между обстановкой, в которой ребенок
привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении; от
разницы в методах воспитания.
Адаптационный период у детей может
сопровождаться различными негативными поведенческими реакциями: упрямство,
грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым, лживость, болезнь,
страх наказания.
ЭТАПЫ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА:
1 этап – подготовка родителями и
воспитателями ребенка к условиям детского сада
Готовить ребенка к поступлению в детский
сад лучше заранее. Для этого необходимо: с первых дней жизни ребенка укреплять
его здоровье, приучать к режиму дня, в первую очередь необходимо привести в
соответствие распорядок дня ребенка дома с режимом дошкольного учреждения.
2 этап – приход в группу детского сада.
Здесь очень важна организация привычного
приема и первые впечатления ребенка.
Хорошо, если собственный шкафчик ребенок
выбрал самостоятельно и прикрепил принесенную из дома наклейку или взял ее из
предложенного воспитателем набора. В следующий раз малыш пойдет в сад “к
своему” шкафчику. То же самое можно сказать и о выборе кроватки.
Первую неделю ребенок приходит в детский
сад и остается в группе в течение 2-3 часов. За это время он осваивает новые для
него помещения, знакомится с другими детьми.
3 этап – постепенное привыкание.
Постепенно малыш начинает осознавать, что
новая обстановка не несет опасности. Игры и игрушки вызывают у него интерес.
Любознательность и активность побуждают его отрываться от мамы на безопасное
расстояние. Ребенок уже может без слез находиться в группе, подходить к
детям, играть рядом с ними.
Воспитательница должна поддерживать в нем
уверенность, что мама обязательно за ним придет после того, как он поспит и
покушает.
В самый первый день лучше прийти не в
группу, а на участок во время прогулки (заранее договорившись с воспитателем о
времени прогулки) и поиграть с детьми, познакомить ребенка с воспитателем и
детьми. Ребенку легче воспринять игру на улице, чем в незнакомом помещении.
На второй день так же прийти на прогулку. После прогулки можно
вместе со всеми детьми пойти в группу, раздеться в своем шкафчике и поиграть в
группе. Войдя в незнакомое помещение, ребенок видит уже знакомые лица
воспитателя и других детей. На третий день повторить порядок второго дня плюс
остаться на обед. Ребенок сам захочет поесть, аппетит сохранится благодаря
маминой помощи.
ВАЖНО. В течение первых 3- 4 недель не
следует принуждать ребенка к выполнению определенных действий, прописанных
режимом: принимать пищу, докармливать против желания ребенка, побуждать ребенка
участвовать в занятиях, раздеваться для укладывания на сон.
После двух-трех недель стабильного
посещения первой половины дня можно впервые остаться на сон. Следует заранее
договориться с ребенком о сне, если ребенок заснет, ни в коем случае нельзя его
покинуть. Он не будет долго спать, т.к. непривычная обстановка помешает
глубокому сну. В дальнейшем ребенок научится быстро и легко засыпать, поскольку
«я посплю – и за мной мама придет». В течение одной-двух недель надо забирать
ребенка сразу после сна, чтобы не растягивать время тягостного ожидания
родителей. Это поможет сформировать у ребенка положительное отношение ко сну в
детском саду.
ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ НА АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД:
1.Создать для детей атмосферу
психологического комфорта.
2.Формировать у детей навыки здорового
образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей:
а) организовать рациональный режим дня в
группе, обеспечивающий каждому ребенку физический и психический комфорт;
б) формировать у детей привычку к
аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания;
в) обеспечить понимание детьми смысла
выполнения режимных процессов;
г) воспитывать у детей потребность в
самостоятельной двигательной активности.
3.Закладывать основы будущей личности:
а) воспитывать у детей уверенность в самих
себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность,
самостоятельность;
б) закладывать основы доверительного
отношения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю;
в) закладывать основы доброжелательного
отношения детей друг к другу.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 05.10.2019
Дата обновления: 05.10.2019
Дата публикации: 07.09.2019